Сегодня одной из актуальных проблем является психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного учреждения. Дети в ОВЗ- это дети, состояние которых препятствует усвоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми- инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Сопровождение детей педагогом-психологом на всех этапах обучения, это процесс взаимодействия, в результате которого должны быть созданы условия для овладения ребенком своей деятельностью и поведением, для развития ребенка, а так же для формирования самоопределения, которое включает личностные или социальные аспекты.
В нашей школе есть ребята с ОВЗ, которые обучаются по адаптированным программам. Для двоих обучающихся организовано надомное обучение. Учитель совместно с педагогом –психологом проводят занятия по специальной индивидуальной программе (СИПР). Здесь важно обретение обучающимися с умеренной умственной отсталостью таких жизненных компетенций, которые позволяю им достичь максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивающих включение в жизнь общества на основе индивидуального расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в достигнутых пределах. Родители приводят детей в школу к педагогу. Занятия учитель проводят в кабинете психолога. Каждые 15 минут делается перерыв, где дети с ОВЗ могут отдохнуть в сухом бассейне, посидеть на мягких креслах-пуфах, поиграть. Если по состоянию здоровья ребенок не может какое то время посещать учебное заведение, учитель приходит на занятие на дом.
Педагог –психолог проводит индивидуальные занятия адаптированной программе «Коррекция и развитие внимания у учащихся с задержкой психического развития» с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и по программе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Разделы сенсорное развитие и предметно-практические действия. Данная работа с ребенком направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» направлен на развитие целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами ребенка с умеренной УО.